Підписатися на RSS

Как украинским профессорам работается в лучших университетах США

Многим преподавателям пришлось бороться за должность несколько лет, а также пройти жесткий конкурс

Украинцы, которые сейчас преподают в США, рассказали об особенностях образовательного процесса в Штатах, пишет ForumDaily.

Юрий Шевчук, Колумбийский университет

/Files/images/2/new_2017_2/18302457_10154814953643773_1345199021_n-e1494167943461.jpg

Юрий Шевчук – первый преподаватель из Украины в Колумбийском университете. Более 10 лет он обучает американцев украинскому языку, организовал киноклуб и даже написал книгу "Украинский для начинающих".

Украинистом профессор стал случайно. В конце 90-х друзья пригласили его в гости в США, и во время поездки Юрий заехал в Гарвард, в Украинский исследовательский институт. Там ему предложили преподавать украинский в летней школе. "Я сразу отказался. Украинский язык — мой родной, я на нём говорю и думаю, но я не умею его преподавать. Я очень хорошо умею преподавать английский и французский, но не украинский. И тогда мне предоставили аргумент, против которого я не устоял. Мне сказали: так никто же не умеет. В Украине при Советском Союзе не было специальности "украинский как иностранный", – вспоминает Шевчук. На следующее лето Юрий вернулся с рабочей визой и начал преподавать. А в 2004 в Колумбийском университете открылась должность преподавателя украинского языка. "И я до такой степени осмелел, что решил на нее податься", – продолжает Юрий. Он попал в короткий список претендентов на должность. Дальше ему предстояло пройти интервью и дать открытую лекцию для студентов.

Контракт нужно продлевать каждые 5 лет, при этом преподаватель проходит своего рода переаттестацию — комиссия снова приходит на лекции, смотрит, какую научную деятельность профессор успел провести за это время, какие работы опубликовал. Юрий такую проверку успешно прошел уже 2 раза. Он преподает 3 языковых курса и 1 по истории советского и пост-советского кинематографа, это 8-9 занятий в неделю. "Нет такой загруженности, которая просто перечеркивает любую возможность быть хорошим преподавателем: как можно хорошо готовиться к лекциям, если у вас более 20 часов преподавания в неделю?" – говорит профессор.

Ирина Вушко, Колледж Хантер

/Files/images/2/new_2017_2/10608490_1534039973503418_3237355961624092150_o.jpg

Историк Ирина Вушко окончила сначала университет во Львове, потом защитила диплом в Будапеште и решила, что аспирантуру будет искать в США.

Чтобы поступить в аспирантуру, ей понадобилось 3 года. Университеты Лиги плюща Ирина сначала даже не рассматривала, но и колледжи попроще принимать молодого ученого отказывались. Удача улыбнулась, лишь когда девушка попробовала поступить в Йельский университет.

"Первые 2 года в такого типа университеты я даже не подавалась, думала, что шансов практически нет. А потом в 2001 году мне сказали, что Йель взял нового профессора по истории Восточной Европы, это моя специальность. И я подалась, просто чтобы успокоить совесть. Думала, шансов нет вообще", — продолжает Ирина. Но ее приняли и предложили полную стипендию на все 6 лет аспирантуры.

"В первый семестр я думала, что меня выгонят. Я до этого никогда не была в Америке, у меня был неидеальный английский. Было очень сложно сначала привыкнуть к ритму обучения, объему работы. Здесь, в Америке, пару лет вас только готовят для того, чтобы начать писать диссертацию. Мы перечитывали какое-то невероятное количество книжек, постоянно что-то писали, проводили дискуссии. По сути, ты живешь в библиотеке, это постоянная работа", — вспоминает историк.

За время аспирантуры Ирина успела пожить год в Вене, где работала в архивах, а за год до защиты диссертации начала искать работу. Это оказалось еще сложнее, чем поступить в Йель. Но она продолжала заниматься научной деятельностью, выигрывала разные краткосрочные гранты для исследований и постоянно подавала документы в американские университеты. В каждом нужно было пройти несколько этапов: сначала прислать резюме, мотивационное письмо и часть диссертации, потом могли назначить первое интервью. "Обычно оно проходит на общих научных конференциях. Таким образом формируется короткий список претендентов. Дальше вас вызывают в университет, где вы проводите целый день или два — даете лекцию, семинар, встречаетесь с администрацией, потенциальными коллегами", — рассказывает Ирина.

А дальше остается только ждать. Чтобы сообщить хорошие новости, декан колледжа Хантер лично позвонил Ирине воЛьвов. Она успела открыть визу за 3 дня до отлёта — и вот уже пятый год является профессором истории одного их лучших колледжей страны. Преподает историю Восточной Европы, а также историю Европы межвоенного периода.

"Я хожу на работу только 2 дня в неделю, все остальное время — это мое время. Я сама выбираю курсы, которые я хочу преподавать, я сама составляю график. В университете важно не только преподавание, но и то, где и что мы опубликовали, в каких конференциях приняли участие. Потому и такие условия — чтобы у преподавателя было время для научной деятельности, она в приоритете", — рассказывает Ирина.

Сергей Плохий, Гарвард

/Files/images/2/new_2017_2/may-2013-9.jpg

Сергей Плохий – директор Украинского научного института Гарвардского университета и автор книг по истории Украины, которые издаются в США на английском языке. Впервые он приехал в Штаты в 1987 году. "Главное впечатление от той поездки – это библиотека, тем более по сравнению с днепровской (Сергей Плохий закончил и преподавал в Днепровском университете им. Гончара – ред.). У нас было очень мало литературы. А там – много всего, в открытом доступе. Это был самый большой шок. И я оказался абсолютно не готовым к тому уровню научной дискуссии, которая существовала в США. Я приходил на лекции к американским профессорам и мало что мог понять не только из-за языка, но еще и потому, что это была совсем другаяистория. Мы привыкли к истории, которая привязана к датам, событиям и так далее, а они преподавали фактически социальную историю", – рассказывает Сергей Плохий.

Потом Сергей вернулся в Украину, защитил докторскую и через пару лет получил приглашение поработать в Канаде, в университете города Альберта. Сначала профессор переехал сам, потом привез семью — они с женой думали, останутся максимум на год, дети подтянут английский, и — обратно, домой. Но сложилось иначе — в начале 2000-х в Гарварде объявили конкурс на должность профессора украинской истории, и Сергей решил попробовать. Конкурс длился 2 года, из длинного списка претендентов постепенно вычеркивали имена, пока, наконец, не сформировали короткий перечень кандидатов на должность. "Конкурс был очень серьезным, и когда я узнал, кто вместе со мной оказался в коротком списке, я решил – ну ладно, наверное, в Гарвард я не еду. Но звезды встали как-то так, что пригласили именно меня", – вспоминает Сергей.

Должность Сергей Плохия — пожизненная, у него около 10 студентов в группе и достаточно времени для исследований: "Идея такой должности заключается в том, что я могу делать то, что я хочу, в научной деятельности. И я этой свободой пользуюсь".

http://www.segodnya.ua/ukraine/kak-ukrainskim-professoram-rabotaetsya-v-luchshih-universitetah-ssha-1020716.html
Кiлькiсть переглядiв: 23

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.